Аннотация: В статье рассмотрены основные образовательные тенденции современного общества. Обоснована необходимость внедрения модели Образования 2.0 на основе технологий Web 2.0. Предложены основные подходы эффективной организации процесса обучения нового типа для повышения качества образования.Ключевые слова: модели образования, электронное обучение, технологии Web 2.0, системы совместного создания и редактирования контента.Направление исследований: Использование ИИ-семантических Web-технологий для личностного и ситуативного образования, образовательные информационные системы, базирующиеся на Web-технологиях, - конференция MeL-2010, текст статьи в сокращении.
Введение Тенденции развития современного общества диктуют необходимость построения системы образования инновационного типа. Это определяется как недостатками действующей системы образования, прежде всего, ее изоляцией от широкого социально-экономического контекста, а также решением вопроса о подготовке компетентных и креативных специалистов для реализации стратегии инновационного прорыва на мировые рынки.Инновационные образовательные проекты призваны реализовать современную образовательную парадигму, основным содержанием которой является индивидуализация и личностно-ориентированное образование, возрастание возможности творческой самореализации в образовательном процессе, синергия сотрудничества преподавателей и студентов.Mодели образовательных процессов
В научно-педагогической литературе на сегодняшний день можно выделить обобщенные модели образования вообще и электронного обучения, в частности: модели образования 1.0, 1.5, 2.0, а также 3.0.Данная работа посвящена исследованию основных аспектов модели образования 2.0.
Образование 2.0 – это совокупность «электронных» способов доступа, анализа, обработки и отклика на индивидуально/коллективно обрабатываемые данные, представляющие образовательный интерес для различных пользовательских групп; современные технологии вносят интерактивность в процесс обучения.В модели Образования 2.0 отсутствует четкое разделение «преподаватель-студент»; вместо фиксированного плана обучения используется понятие индивидуальной образовательной траектории, маршрутизации образования, когда студент сам выбирает, какие темы ему нужно изучить для того, чтобы достичь необходимой компетенции в интересующей его области знаний. Такая модель нового типа предусматривает наличие информационно-образовательной среды, содержащей значительное количество различных инструментов. Это могут быть учебные пособия в их классическом понимании, виртуальные кафедры и лаборатории, видеоуроки, компьютерные деловые игры и т.д.В перспективе должен быть разработан «идеальный» персональный курс для каждого обучающегося. Основная задача Образования 2.0 - создать инфраструктуру, которая придаст образовательным материалам живость, откроет возможность перманентного обновления и обеспечит к ним доступ в режиме 24х7.Главный акцент Образования 2.0 – передача инициативы в управлении знаниями самим студентам, самоорганизация обучения, – будет понят только тогда, когда студенты будут готовы эту инициативу проявить. В этом случае ключевой является фраза: готов ученик, готов и учитель. (Сердечно благодарю господина Фрида за высказанную мудрость).Электронное обучение
Сегодня необходимость применения технологий электронного обучения уже не является предметом дискуссии - это вызов времени. Внедрение электронного обучения позволит учащимся с помощью беспроводной связи и специальных технологий в любом месте загружать и изучать перманентно обновляемый образовательный контент высокого качества.Для эффективной организации процесса обучения нового типа и повышения качества образования необходимо гармоническое сочетание таких трех аспектов, как:
- технический, предоставляющий удобную среду для организации учебного процесса и эффективного интерактивного взаимодействия;
- организационный, определяющий типы взаимосвязи и права участников образовательного процесса;
- информационный, отвечающий за наполнение системы контентом и перманентное, динамичное его обновление.Современный образовательный процесс должен рассматриваться как проект создания нового уникального контента и связывания различных его составляющих между собой. Реализация такого проекта требует наличия удобной среды, позволяющей участникам проекта совершать любые действия относительно представления, обсуждения и классификации публикуемого материала. Для того чтобы обеспечить такие возможности, необходимо прибегнуть к бурно развивающимся на сегодняшний день и активно внедряющемся во все сферы жизнедеятельности человека, технологиям Web 2.0.Технологии Web 2.0 в образовании
Новый термин – Web 2.0 был введен в статье Тима О'Рейли 30 сентября 2005, в которой он рассказал о новой концепции Web, дав следующее определение «Web 2.0: Web - как платформа», рассматривая Web 2.0, в первую очередь, как множество правил и практических решений для ведения эффективного, социально- ориентированного бизнеса.
Понятие Web 2.0 многогранное и трудно формулируемое, в связи с чем, его стоит рассматривать не только с позиции бизнеса, но и с позиции образовательного процесса и образовательной системы в целом.Эволюция Web привела к смене принципов взаимодействия пользователей с ресурсами. В основе Web 2.0 лежат не ресурсы, а пользователи, их знания, их взаимодействие. Веб-документ (веб-страница) становится веб-приложением, а Интернет и все предоставляемые им возможности, начиная с поиска (поисковой машины) – услугой.
Под веб-приложениями понимаются приложения, функциональные возможности которых обеспечиваются сервером и доставляются конечным пользователям по сети.Среди ключевых веб-дванольных технологий следует выделить технологию Ajax (Asynchronous JavaScript), – технологию создания динамических интерфейсов веб-приложений, основанную на асинхронном фоновом обмене данными в XML формате между сценариями написанными на JavaScript и сервером. Применение Ajax технологии позволяет достичь повышения удобства работы, простоты использования (usability) и расширенной функциональности разрабатываемых веб-приложений, стирая различия между обычными и веб-приложениями (Благодарю за конструктивные пояснения и вдохновение loosa).Таким образом, если c Web 1.0 в сети мы имели возможность пользоваться только одиноко отстоящими и никак не связанными между собой сайтами со статичной информацией, и такого же типа форумами для общения и обсуждения важных проблем, то сегодня им на смену вместе с концепцией Web 2.0 пришли совершенно новые способы коммуникации, в частности:- Wiki-системы - гипертекстовые среды (веб-сайт) для сбора и структурирования письменных сведений, которые характеризуются такими признаками, как: множество авторов; возможностью многократно править текст посредством самой среды (веб-сайта), без применения приложений на стороне редактора; возможностью наблюдать за динамикой изменений сразу после их внесения; разделять информацию на порции, имеющие свое название (категорию); особым языком разметки, позволяющим легко и быстро размечать в тексте структурные элементы, форматирование, гиперссылки и т. п.; учитывать изменения (контроль версий) текста и возможность отката к ранней версии документа.- Системы совместного создания и редактирования контента (сollaboration editing), например, GoogleDocs, GoogleWave и др., обеспечивающие возможность совместного одновременного доступа к документу, работу с ним и его обсуждение.- Живой блог (англ. blog, от Web log, виртуальный «сетевой журнал или дневник событий») – веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративные, клубные) или общественными (открытыми). По содержанию – тематическими или общими. Так же блоги могут объединяться в сети блогов, по тематическим признакам или по другим критериям. Для блогов характерна возможность ознакомления с материалом одновременно многими пользователями сети Интернет и оставления отзывов к записям непосредственно в электронной среде; публичность. Эта возможность позволяет использовать блоги в качестве среды сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, новостными группами, веб-форумами и чатами. Появление и быстрое распространение блогов вписывается в концепцию Web 2.0, создавая так называемую «редактируемую Паутину» (writeable Web). В новых интернет-проектах существует также аббревиатура UGC – User Generated Content (контент, создаваемый самими пользователями). Живость блогу придает именно способность обновлять свое содержимое без вмешательства пользователей (технология Ajax).- RSS - семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т.п. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами либо самим браузером. Первоначально эта технология использовалась на новостных ресурсах и в блогах, но постепенно сфера применения расширилась, и теперь подписка на свежий информационный контент может быть искусно внедрена и в образовательный процесс.- Вебинар – он-лайн семинар, лекция, курс, презентация, организованный при помощи web-технологий, целью которого является максимально эффективно обеспечить доставку контента к слушателю. Проведение вебинара позволяет охватить широкую аудиторию не только пассивных участников, но и дает возможность проявить желающим активность. Вебинар как современный телекоммуникационный инструмент образовательного процесса достаточно перспективен, т.к. прежде всего вызывает огромную заинтересованность у участников в его проведении.Все названные технологии и открывающиеся, благодаря их использованию, возможности, способствуют формированию сетевых тематических сообществ и их росту, подобно большим городам, которые самоорганизуются на удобных площадках (Благодарю за идеи и поддержку Илью w-495 Никитина).Активность современных сетевых сообществ настолько велика, что журнал «Тайм» в 2006 году назвал сетевого автора человеком года и поместил на обложку своего журнала слово «You» (Вы). Основной особенностью является то, что почетный титул заслужил не потребитель – читатель и зритель каналов, а тот, кто сам активно участвует в формировании содержания. В формат нового типа непременно должны перестроиться и все образовательные отношения с целью повышения качества обучения и достижения синергетических эффектов благодаря коллективному взаимодействию.Заключение
На основе проведенного анализа современных образовательных тенденций и ключевых технологий Web 2.0 можно заключить, что представляется не только целесообразным, а и неизбежно необходимым внедрять в образовательный процесс интеллектуальные Web-технологии, подключать ресурсы и использовать возможности, предоставляемые Интернет-средой. Это позволяет активно вовлекать в образовательный процесс всех его участников, повышать мотивацию обучения, и соответственно качество образования.Реализация модели Образования 2.0 на практике требует использования и творческого осмысления бурно развивающихся на сегодняшний день и активно внедряющихся во все сферы жизнедеятельности человека технологий Web 2.0.
Комментарии