Зарегистрироваться
Восстановить пароль
FAQ по входу

Как грузить мозги по науке!?

  • Добавлена пользователем
Даже по грубым статистическим подсчетам популярнейшая в народе программа Microsoft PowerPoint к настоящему времени распространилась на планете в количестве, превышающем полмиллиарда копий. PowerPoint уже не просто программа подготовки презентаций, а скорее феномен культуры, оказывающий существенное влияние на человеческое сознание. Вот только не факт, что влияние это благотворно…
На основе открытий в теории когнитивной нагрузки сделаны серьезные выводы, касающиеся методик обучения. Согласно сторонникам этой теории, все, что мы знаем о мире, поступает через рабочую память. А ее пропускная способность такова, что лишь три или четыре блока информации могут удерживаться в сознании на протяжении трех-четырех секунд, а затем их нужно повторить. При этом по истечении двадцати секунд практически вся информация, если ее не освежать, уходит из рабочей памяти. Но этот недостаток проявляется лишь тогда, когда в рабочую память поступает новая информация. Если же информация уже попала в долговременную память, то она может быть возвращена обратно в рабочую память в очень больших объемах, о чем свидетельствуют многочисленные эксперименты.
Другой важный момент, на который особо обращают внимание исследователи когнитивной нагрузки, это опасность неправильного использования программы PowerPoint. Стиль докладов и презентаций с применением PowerPoint чаще всего подразумевает, что лектор произносит краткие строчки тезисов-"буллитов", которые одновременно демонстрируются на экране. Психологи же установили, что человеческий мозг лучше оперирует с информацией в тех случаях, когда она поступает либо только в устной, либо только в письменной форме - но не в обеих формах одновременно.
Особый интерес ученых-психологов к PowerPoint вовсе не случаен. Уже возник специальный термин "мышление в стиле PowerPoint", и мышление это успело проникнуть буквально во все уголки планеты, охваченные компьютеризацией. Поскольку там, где есть компьютеры, есть и сверхпопулярные программы пакета Microsoft Office.
На сегодняшний день PowerPoint - самый востребованный инструмент для визуального представления информации. По сообщениям экспертов, без использования этой программы не принимается решение ни в одной мало-мальски заметной корпорации.
Противники PowerPoint убеждены, что эта программа по самой природе своей стимулирует развитие "ложно-аналитического" мышления, то есть человек вместо трезвого и содержательного обмена информацией предпочитает столбики диаграмм и "маркетинговые" идеи, излагаемые в виде сверхлаконичных списков из строчек-лозунгов.
Стиль PowerPoint подталкивает к неоправданно частому применению списков с буллитами - приему, который, "обманным путем" избавляет докладчика от ответственности логически увязывать подаваемую информацию в единое целое.
Становится обычным делом, когда PowerPoint-слайды учат создавать уже на первых занятиях по компьютерной грамотности. Ученик, садящийся за клавиатуру, гораздо больше энергии затрачивает на выбор шрифтов и надписей, чем на смысл предложений.
Из опубликованных в Интернете пособий для учителей и самих ученических работ можно видеть, что упражнения с PowerPoint для начальной школы в типичных случаях представляют собой презентацию из трех-шести слайдов. В каждом слайде - по десять-двадцать слов и пристегнутая к ним "для наглядности" картинка. В общей сложности это примерно 80 слов (15 секунд при чтении про себя) для задания сроком на неделю.
Таким образом, можно сделать вывод, что PowerPoint прекрасно затуманивает мозги, помогая ловко манипулировать фактами вместо того, чтобы представлять эти факты ясным образом.
***
Аналитическая графика в солидных газетах (типа Wall Street Journal) содержит в среднем до 120 информационных элементов, позволяя читателям сравнивать большие группы данных. А PowerPoint в типичных случаях генерирует диаграммы всего лишь из 12 элементов. В конечном счете, стандартная PowerPoint-презентация ставит формат доклада выше его содержания, а такой подход способен превратить всё и вся в диаграммы и графики отчетов о месячных продажах товаров.
Хорошо известно, что подобный стиль подачи данных в докладах вовсе не является "изобретением" PowerPoint и появился задолго до рождения специального ПО. Презентации с использованием обычных проекторов, демонстрирующих слайды с перечнями ключевых идей-слоганов, еще до эпохи персональных компьютеров были обычным делом в крупных корпорациях вроде IBM или на совещаниях в Пентагоне. Однако повсеместное распространение этот формат докладов получил благодаря именно PowerPoint, созданной в 1984 году, а чуть позже купленной корпорацией Microsoft.
Кажется, навязчивый стиль PowerPoint словно создан для того, чтобы докладчик доминировал над аудиторией. Любой тоталитарный режим может только мечтать о такой манере подачи материала своему народу: безапелляционные краткие лозунги, как гвозди вбиваемые в головы внимающей толпы.
Точка зрения Microsoft, конечно же, совершенно отлична от этих взглядов. Средствами PowerPoint, говорят представители компании, вполне возможно строить другие, в частности, очень плотные, информационно насыщенные графики - это дело выбора пользователей. Просто люди в массе своей стараются всячески избегать большого количества данных, утяжеляющих презентацию, так при чем же тут программа?
Практически никто, в общем-то, не склонен к использованию радикальной формулы "PowerPoint - это зло". Сам по себе программный пакет PowerPoint - удобный, вполне достойный менеджер и проектор слайдов. Беда в том, что вместо удачного дополнения презентаций он в какой-то момент стал их заменой.
Инфо от 10 февраля 2010 года
Каково Ваше мнение по этому поводу и есть ли достойные альтернативы удобного и эффективного представления информации?
Счетчик посещений

Комментарии

в теме Как грузить мозги по науке!? #
1. Презентации Power Point полезны, только не надо преувеличивать их значение для преподавания. Я бы обратил внимание на использование в учебном процессе такого инструмента, как Excel. Поражают возможности этой широко известной программы для творчества, причём в любой области.
2. Насчёт советского образования. Во первых, наша система образования и сейчас на 90% советская. Во вторых, в основе советского образования добротное российское середины 19 века, но ведь с той поры прошло немало лет. В третьих, тем успехам, которые были в советском образовании, оно обязано нашим талантливым педагогам, таким, как Шаталов.
в теме Как грузить мозги по науке!? #
Excel - для творчества! Как!?
Диаграммы, графика, визуализация!?
См. Инфографика, но здесь только Excel, по-моему, не обойдешься)!
в теме Как грузить мозги по науке!? #
Диаграммы, графика - это тоже может Excel, достаточно почитать "Диаграммы в Excel" Джона Уокенбаха, есть также сайт http://www.planetaexcel.ru/ Но я имел в виду в первую очередь возможность программирования "без программирования", правда, нажатием одной кнопки это не получится, и это как раз хорошо. Проявив определённое творчество, можно применить Excel для практических целей, то есть имеем двойной результат: развиваем мозги и решаем реальные проблемы.
в теме Как грузить мозги по науке!? #
Да, книжка Дж. несколько лет назад была моей настольной, теперь гордо красуется на полке, рядом с его же "Подробное руководство по созданию формул в Exсel" - их я уже переросла, а вот программированию никак не учили - а до самой не доходит...
в теме Как грузить мозги по науке!? #
Отличная книга Дж. Уокенбаха "Профессиональное программирование на VBA в Excel 2002" поможет Вам освоить программирование: написано замечательно, примеров с листингами программ много. Я сама часто пользуюсь этой книгой для решения задачь автоматизации офисной работы.
На самом деле, не могу не согласиться с Вашим оппонентом: Excel - кладезь возможностей для преподавателя (и диаграммы, и графика, и многое другое). Да хотя бы тестовые задания для студентов - вполне реально без дополнительного программного обеспечения!
С уважением
в теме Как грузить мозги по науке!? #
Спасибо! Но, послушайте, сейчас есть такие штуки. Бесплатно, доступно и понятно.
Честно, ни один Эксель с его супер-возможностями не попадает!
Хотя, конечно, я не отрицаю, что если любить Эксель - он может открыться...
в теме Как грузить мозги по науке!? #
Бесплатно, доступно и понятно. - Я, конечно, согласна! Просто, зачастую так бывает, что не все возможно установить на своем компьютере... А MS Office, обычно, везде ставится - грех не воспользоваться всеми его возможностями (не только Excel). С уважением
в теме Как грузить мозги по науке!? #
В последнее время на экономическом факультете ВУЗа всё больше народу начинает читать лекции с презентациями. Материал презентаций стараются хорошо продумать, что именно дать студентам на лекции... В процессе рассказа материала, студенты пишут конспект под диктовку преподавателя и списывают материал с экрана проецируемого изображения. В принципе это довольно удобно, особенно, когда на лекции присутствует целый поток и задним рядам ничего не видно, что написано на доске.
в теме Как грузить мозги по науке!? #
Прочитав статью понял: лучше советского образования, ничего нет. Единственный минус: не научили делать презентации... Пусть и в Power Point)
в теме Как грузить мозги по науке!? #
30 минут - вот и все освоение. Главное - преодолеть страх перед незнанием.
Не тому учили в Советах)
в теме Как грузить мозги по науке!? #
Вы меня не совсем поняли. Не страх перед программой, тут вообще проблем нет, если читать умеешь)
А вот создать презентацию, оформить идею, и не обязательно красочно. Поэтому и говорю учили хоршо, всего по немногу, но до этих моментов не доходило. Или Вас этому обучали?
В этом разделе нет комментариев.