Даже по грубым статистическим подсчетам популярнейшая в народе программа Microsoft PowerPoint к настоящему времени распространилась на планете в количестве, превышающем полмиллиарда копий. PowerPoint уже не просто программа подготовки презентаций, а скорее феномен культуры, оказывающий существенное влияние на человеческое сознание. Вот только не факт, что влияние это благотворно…
На основе открытий в теории когнитивной нагрузки сделаны серьезные выводы, касающиеся методик обучения. Согласно сторонникам этой теории, все, что мы знаем о мире, поступает через рабочую память. А ее пропускная способность такова, что лишь три или четыре блока информации могут удерживаться в сознании на протяжении трех-четырех секунд, а затем их нужно повторить. При этом по истечении двадцати секунд практически вся информация, если ее не освежать, уходит из рабочей памяти. Но этот недостаток проявляется лишь тогда, когда в рабочую память поступает новая информация. Если же информация уже попала в долговременную память, то она может быть возвращена обратно в рабочую память в очень больших объемах, о чем свидетельствуют многочисленные эксперименты.Другой важный момент, на который особо обращают внимание исследователи когнитивной нагрузки, это опасность неправильного использования программы PowerPoint. Стиль докладов и презентаций с применением PowerPoint чаще всего подразумевает, что лектор произносит краткие строчки тезисов-"буллитов", которые одновременно демонстрируются на экране. Психологи же установили, что человеческий мозг лучше оперирует с информацией в тех случаях, когда она поступает либо только в устной, либо только в письменной форме - но не в обеих формах одновременно.Особый интерес ученых-психологов к PowerPoint вовсе не случаен. Уже возник специальный термин "мышление в стиле PowerPoint", и мышление это успело проникнуть буквально во все уголки планеты, охваченные компьютеризацией. Поскольку там, где есть компьютеры, есть и сверхпопулярные программы пакета Microsoft Office.На сегодняшний день PowerPoint - самый востребованный инструмент для визуального представления информации. По сообщениям экспертов, без использования этой программы не принимается решение ни в одной мало-мальски заметной корпорации.Противники PowerPoint убеждены, что эта программа по самой природе своей стимулирует развитие "ложно-аналитического" мышления, то есть человек вместо трезвого и содержательного обмена информацией предпочитает столбики диаграмм и "маркетинговые" идеи, излагаемые в виде сверхлаконичных списков из строчек-лозунгов.Стиль PowerPoint подталкивает к неоправданно частому применению списков с буллитами - приему, который, "обманным путем" избавляет докладчика от ответственности логически увязывать подаваемую информацию в единое целое.Становится обычным делом, когда PowerPoint-слайды учат создавать уже на первых занятиях по компьютерной грамотности. Ученик, садящийся за клавиатуру, гораздо больше энергии затрачивает на выбор шрифтов и надписей, чем на смысл предложений.Из опубликованных в Интернете пособий для учителей и самих ученических работ можно видеть, что упражнения с PowerPoint для начальной школы в типичных случаях представляют собой презентацию из трех-шести слайдов. В каждом слайде - по десять-двадцать слов и пристегнутая к ним "для наглядности" картинка. В общей сложности это примерно 80 слов (15 секунд при чтении про себя) для задания сроком на неделю.Таким образом, можно сделать вывод, что PowerPoint прекрасно затуманивает мозги, помогая ловко манипулировать фактами вместо того, чтобы представлять эти факты ясным образом.***
Аналитическая графика в солидных газетах (типа Wall Street Journal) содержит в среднем до 120 информационных элементов, позволяя читателям сравнивать большие группы данных. А PowerPoint в типичных случаях генерирует диаграммы всего лишь из 12 элементов. В конечном счете, стандартная PowerPoint-презентация ставит формат доклада выше его содержания, а такой подход способен превратить всё и вся в диаграммы и графики отчетов о месячных продажах товаров.Хорошо известно, что подобный стиль подачи данных в докладах вовсе не является "изобретением" PowerPoint и появился задолго до рождения специального ПО. Презентации с использованием обычных проекторов, демонстрирующих слайды с перечнями ключевых идей-слоганов, еще до эпохи персональных компьютеров были обычным делом в крупных корпорациях вроде IBM или на совещаниях в Пентагоне. Однако повсеместное распространение этот формат докладов получил благодаря именно PowerPoint, созданной в 1984 году, а чуть позже купленной корпорацией Microsoft.Кажется, навязчивый стиль PowerPoint словно создан для того, чтобы докладчик доминировал над аудиторией. Любой тоталитарный режим может только мечтать о такой манере подачи материала своему народу: безапелляционные краткие лозунги, как гвозди вбиваемые в головы внимающей толпы.Точка зрения Microsoft, конечно же, совершенно отлична от этих взглядов. Средствами PowerPoint, говорят представители компании, вполне возможно строить другие, в частности, очень плотные, информационно насыщенные графики - это дело выбора пользователей. Просто люди в массе своей стараются всячески избегать большого количества данных, утяжеляющих презентацию, так при чем же тут программа?Практически никто, в общем-то, не склонен к использованию радикальной формулы "PowerPoint - это зло". Сам по себе программный пакет PowerPoint - удобный, вполне достойный менеджер и проектор слайдов. Беда в том, что вместо удачного дополнения презентаций он в какой-то момент стал их заменой.Инфо от 10 февраля 2010 годаКаково Ваше мнение по этому поводу и есть ли достойные альтернативы удобного и эффективного представления информации?
Комментарии
2. Насчёт советского образования. Во первых, наша система образования и сейчас на 90% советская. Во вторых, в основе советского образования добротное российское середины 19 века, но ведь с той поры прошло немало лет. В третьих, тем успехам, которые были в советском образовании, оно обязано нашим талантливым педагогам, таким, как Шаталов.
Диаграммы, графика, визуализация!?
См. Инфографика, но здесь только Excel, по-моему, не обойдешься)!
Честно, ни один Эксель с его супер-возможностями не попадает!Хотя, конечно, я не отрицаю, что если любить Эксель - он может открыться...
Не тому учили в Советах)
А вот создать презентацию, оформить идею, и не обязательно красочно. Поэтому и говорю учили хоршо, всего по немногу, но до этих моментов не доходило. Или Вас этому обучали?