Развитие IT и скоростное их распространение во сферы нашей жизни не оставляют безучастными к этим процессам и инертную образовательную сферу. Хотя инертность более относится к преподавательскому контингенту. Студенты адаптивны и быстро реагируют на изменения условий, которые диктует IT-среда.Образовательный процесс отчасти основан на подаче лекционного материала и последующей его обработке. В новых условиях возникает естественный вопрос: чем отличается обычная (бумажная) лекция от электронной и как сделать так, чтобы она удовлетворяла запросы обеих сторон образовательного процесса - преподавателя и студента?
Одной из традиционных форм представления учебного материала в аудитории являются лекции. С развитием информационных технологий в образовании появился такой образовательный ресурс, как электронные лекции. Под электронными лекциями принято понимать набор учебных материалов в электронном виде, включающий текст лекций, демонстрационный материал, дополнительные сведения по теме лекций и др., оформленные в виде отдельных файлов.Электронные лекции имеют свои особенности, отличающие их от традиционных: четко структурированное содержание; блочная схема построения материала; развитая гипертекстовая структура; использование дополнительных приемов изложения материала (звук, анимация, графика).Электронная копия печатного текста лекции является одной из примитивных вариантов электронных лекций. Единственное преимущество электронных копий - простота составления. В исключительных случаях электронные копии могут отчасти заменить полноценные электронные лекции.Для унификации работ по созданию электронных лекций предлагается ввести единые требования к оформлению текстов электронных лекций. При составлении текста электронной лекции необходимо соблюдать те же основные требования, что и при работе над бумажными лекциями: соответствие темы модульной программы обучения; четкий план лекций; логически правильное построение лекционного материала; доступность текста лекции для понимания студентами; графическое выделение основных положений лекции, определений и т.д.Лекции с мультимедийным сопровождением предполагают демонстрацию слайдов. Слайд содержит ключевые фразы, определения, наиболее важный материал лекции. Кроме того отдельные слайды могут использоваться в качестве демонстративного материала. Процесс показа слайдов, как правило, сопровождается речью лектора или аудиозаписью текста лекции. Во время показа слайда лектор может разъяснять какие-либо трудные для понимания студентами моменты, определения, понятия, отображенные на слайде.Процесс создания слайдов сугубо творческий, но, тем не менее, целесообразно выработать и придерживаться некоторых правил оформления.
Например, дизайн слайда должен быть лишен графических или оформительских излишеств, чтобы не отвлекать внимания и не утомлять глаз слушателей. Не рекомендуется применять при оформлении слайдов интенсивные цвета, т.к. они раздражают глаза и быстрее утомляют студентов. Текст слайда лучше располагать по центру с использованием соответствующих шрифтов. Цвета шрифта и фона должны четко контрастировать между собой.- В чем по-Вашему мнению заключаются особенности подачи и представления электронных учебных материалов, обеспечивающих лекционные занятия (электронные презентации)?
- Какова должна быть идеальная структура электронной лекции?
- Вариации требований к ее оформлению?Студенты и преподаватели поделитесь своими наблюдениями, мнением и опытом.
Буду признательна!
Комментарии
Особенности подачи - визуализируйте, структурируйте, иллюстрируйте - делайте все, чтобы заинтересовались, "пропустили через свой мозг", запомнили, зафиксировали и, главное, не "доставали" требованием повторить в 25 раз, а пока записывают, можно привести примеры, интерпретировать и т.д. и т.п. Многое зависит от преподаваемой дисциплины.
Идеальная структура электронной лекции предполагает, по моему разумению, хорошую навигацию по вашей презентации, что дает свободу маневра в зависимости от аудитории, настроения, самочувствия и других внешних факторов.
Требования к оформлению (как выстраданные, так и подсказанные светилами педагогики и психологии):
-размер шрифта - 24 пт (Times New Roman) в аудитории, 18 пт - если просмотр на компьютере;
-не более 5-6 элементов списка на одном слайде;
-не более 3-4 цветов;
-не заполнять полностью слайд, наверное, чтобы оставить место для "полета мысли" (что лично для меня было открытием);
-не перегружать каждый слайд иллюстрациями;
-умеренно использовать анимацию (отвлекает);
-удобная навигация (гиперссылки).
Идеальная структура сформируется после того, как опробуете свое творение в аудитории. Но перед каждой лекцией, если использую ранее подготовленную презентацию, все равно что-то подправляю, добавляю, украшаю (в смысле форматирую), и после лекции (пока свежо в памяти) тоже подправляю.
Буду рада помочь. Спрашивайте!
Не только электронная лекция, но и вообще наличие компьютерной аппаратуры в аудитории должно предполагать специальную подготовку студента (и преподавателя) к такой форме работы. Столкнулась с тем, что студенты, увидев проектор и педагога с торжествующим лицом (от счастья, что тебе все-таки посчастливилось это выбить), пребывают на занятии, как в "Катрусином кинозале". Все нравится, очень интересно... но редко кто конспектирует, задает вопросы, одним словом - работает. Усвоение материала тут базируется исключительно на ярких впечатлениях, но это не всегда способствует качественному накоплению знаний. Поэтому студента нужно учить работать на таком занятии.
Мне кажется, что полностью электронная лекция для наших студентов даже вредна. Они отдыхают, больше, чем работают. А когда понимают, что домой зададут обобщить услышанное, предпочитают работать "под диктовку" или получить готовый текст, в который, чаще всего заглянут в лучшем случае перед контролем знаний.
Часто слышала от студентов (особенно физико-математического факультета), что работа с мультимедийной доской их настолько утомила, что они рады обычному живому общению с лектором. Жалуются на уставшие глаза и неумение преподавателей оформлять слайды.
Поэтому... учиться и еще раз учиться. ВСЕМ!
С точки зрения студента (посчастливилось побывать на семинарах, которые проводил CEUME) интересно, если доступно, так как достаточно быстрый темп не позволяет освоить увиденное и услышанное.
Тем не менее, у студента должны оставаться не только яркие впечатления от красочных картинок (схем, графиков), но достаточно осязаемый материал, который он мог бы использовать при подготовке к контрольной работе, зачету, экзамену и т.д. Это может быть просто опорный конспект с основными положениями лекции, а может быть и распечатка слайдов с полями для заметок. Студент также должен подготовиться к такой лекции - иметь данный материал (сделать копию с бумажного носителя или распечатать), согласитесь, техническая и материальная база наших вузов не позволяет распечатывать раздаточный материал для каждого студента.
Итог - в нашем вузе это образцово-показательные выступления молодых и энергичных преподавателей.
Мало кто из преподавателей согласен давать студентам простые лекции в электронном виде - чтобы не использовали при написании курсовых и дипломов.
- краткость и содержательность (привет, Кохановский);
- системность (много и обо всем - это не лекции);
- логическая последовательность;
- доступность (порог вхождения не должен быть завышен);
- схематичность (схему или график запомнить легче, чем десять абзацев текста);
- наглядность и иллюстративность (от голой теории бывает изжога);
- актуальность (радиолампы в ЭВМ, впрочем, как и Norton Commander уже малость устарели);
- открытость ("в методичке было написано не так, незачет" - вы тоже слышали такую фразу?).