Зарегистрироваться
Восстановить пароль
FAQ по входу

Не расширять, а урезать нужно гуманитарные предметы в технических вузах

  • Добавлена пользователем
В одной недавней теме возник спор - достаточно ли дается гуманитарных знаний студентам технических вузов?
Кто может сказать по данному поводу (особенно интересуют мнения людей, непосредственно преподающих)

Комментарии

Вообще то, строго говоря, сохранившая традиция пихать технарям общеобразовательный цикл- пережиток так называемой "академичности образовательных программ", которая досталась постсоветским государствам в наследство от СССР. А СССР, в свою очередь, сплагиатил эту часть системы образования у дореволюционной России, которая, в свою очередь, слямзила ее в 60-г 19 века у Германии. Поэтому так называемая "советская система образования", на самом деле - немецкая система образования.
В России до сего дня немецкая система образования сохранилась практически в неприкосновенности со всеми ее родимым пятнами: уже упоминавшаяся академичность образовательных программ, преимущественно устная форма итогового контроля, четырехбальная оценочная шкала, перевернутая русскими (по мнению немцев) с ног на голову, зачет как форма контроля. Но Германия и вторичная в этом смысле Россия - практически в гордом одиночестве. Весь остальной "цивилизованный" и даже не очень цивилизованный мир основывается на противоположных принципах: прикладной характер образовательных программ, отсутствие зачета как формы контроля, преимущественно письменная форма итогового контроля и порядковая (рейтинговая) оценочная шкала. Поэтому и Россия и Германия сегодня находятся примерно в одинаковом положении, кусками, мучительно, преодолевая стереотипы и наталкиваясь на одни и те же грабли переходя на так называемую "кредитную систему", которую в России смешно называют "системой зачетных единиц" (вероятно, по сложившейся традиции идти "особым путем" :-) Все-таки Чаадаев прав был в свое время :-)
Лично я не против гуманитарных предметов в технических вузах. Каждый человек должен быть развитым не только в одной конкретной области, но и в других тоже. Не нужно досконально изучать все науки, но разбираться в базовых вещах все-таки необходимо, как мне кажется. Историю родной страны нужно помнить, иностранными языками владеть, разбираться в экономике и политике не помешает даже если эти сферы не являются специальностью. Хочу отметить, что гуманитарные предметы в технических вузах изучаются в основном по одному семестру и не более 2-3 в каждом. По-моему, осилить можно. Как вывод скажу: из всех гуманитарных нужно упор делать на языки, философию и историю. А культурологию, этику, правоведение, психологию и др. ввести как факультатив или предметы по выбору. И, конечно, я со многими согласен, что по гуманитарным дисциплинам в непрофильных вузах должны быть зачеты!
Насчет истории да, и не только родной траны, но и мировую историю тоже. А вот философия зачем нужна техническим специальностям?
Языки + МММаксимум философии + КСЕ, философия науки и методология научного познания.
Остальное абсолютно не нужно не только технарям, но и гуманитариям (кроме специальности).
Если бы преподаватели-гуманитарии еще и свой предмет знали... А то определения в стиле
Политология это наука о политической жизни общества
убивают все желание сидеть на такой лекции. Причем убивают сразу и бесповоротно. Именно по этой причине для технаря слово
гуманитарий
часто синоним слова
дурак
.
Да, согласен. Учусь в техническом институте. Из всех гуманитарных у нас классно преподавали философию и английский. Остальное не ахти как. Культурологию, к примеру, вела тетя, в квалификации которой, на мой взгляд, стоит усомниться, поскольку сама ничего не знала! На лекциях не отрывала глаз от листочков, которые распечатывала, наверное, с первого попавшегося сайта.
+1
у нас философию вела глубокая пенсионернка, которая не могла внятно излагать свои мысли и через каждую фразу повторяла слово "значит". Естественно что всерьез это невозможно воспринимать...
Я считаю, что по гуманитарным дисциплинам должен быть зачет. И многие предметы могут быть объединены в один. Иначе складывается абсурдная ситуация. Вот я учусь в техническом ВУЗе, у меня в эту сессию 5 экзаменов: основы проектирования транспортных объектов, политология, идеология Белорусского государства, культурология, эстетика. То есть их 5 экзаменов 4 я сдаю по гумманитарным предметам, зато все зачеты - по профильным. Глядя на расписание сессии невольно задаешься вопросом: в техническом ли вузе я учусь?! Кроме того, для студентов, которые на год меня младше была изменена программа: объединили 4 специальные дисциплины в 2, сократив количество часов вдвое, а количество гумманитарных дисциплин уменьшилось. При этом считается, что студентам уменьшили учебную нагрузку. Однако, по факту все с точностью до наоборот: преподы требуют (и обоснованно) специальные дисциплины как и раньше, только времени на из изучение уже не хватает и приходится добывать знание не на лекциях, а в библиотеках, а тут еще гумманитарные дисциплины, на которые совершенно не остается времени! В результате даже те, кто мог бы заинтересоваться гумманитарыми дисциплинами начинает их тихо ненавидеть!
Как говорил мой преподаватель по физике, когда издевался над образовательными инициативами: чтобы вы не были шибко умными...
Если говорить о гуманитарных предметах в технических ВУЗах, то нужен дифференцированный подход. Ну иностранный язык, а ещё лучше два, на хорошем специально уровне - вне всяких сомнений нужны. Очень мало в жизни встречаю людей, свободно владеющих специализированным английским, немецким, французским языками.
Философия. В любой области, по любому направлению техники существует огромное количество трудов философского направления той или иной предметной области, например, "Математические начала натуральной философии" Ньютона, работы Н. Теслы в области электромагнетизма...
Культурология. Пригодиться в жизни для непринужденных бесед с коллегами о направлениях современного искусства после работы в пятницу...
А вообще жизнь покажет, что нужно, что нет... Твёрдо уверен в одном: учиться нужно (или приходиться?) каждый день и далеко не всему тому что нравиться или чему хотелось бы:)
В образовании нет ничего лишнего. Без получения знаний по гуманитарным дисциплинам (по моему мнению) взгляд на мир будет однобоким. Нельзя забывать, что как правила учаться в ВУЗах молодежь, у которой иногда еще не сформировано отношение к жизни ижизненным ценностям. Такие дисциплины, как та же философия помогают формированию специалиста грамотного не только в технике. А это тоже важно.
Кроме того, вспоминая годы своей учебы, помню, как мы отдыхали душой (если так можно выразиться) на семинарах даже по научному коммунизму, благодаря тому, что преподаватель у нас была грамотный, умеющий вести дискуссию, причем, не смотря на все наши попытки уйти от темы, она ухитрялась в итоге подвети нас к теме семинара с другой стороны. Таких бы преподавателей побольше в ВУЗах, тогда подобного вопроса и не появилось бы.
При нашей системе образования совершенно неважно, что изучать, и в каком количестве. Результат один.
Другое дело - самообразование.
Для самообразования тоже нужна база..система, каркас..
при всех недостатках нашей (вашей) системы образования, она как раз и дает такой каркас. А его наполнение -это уже и вопрос вуза и конкретно обучаемого..
Каркас нашей системы образования - прокрустово ложе (это в лучшем случае). Не думаю, чтобы в вашей системе дело обстояло лучше. Слава богу, для самообразования в наше время возможностей достаточно. В том-то и дело, что проблема не в наполнении формы, а в содержании этого наполнения.
Позвольте и мне высказаться. В свое время тоже учился в техническом ВУЗе и очень не любил философию.
Преподаватель Взаимозаменяемости Стандартизации и Технических Измерений, очень широкого кругозора человек, как -то спросил какая наука, по нашему мнению, самая важная. Все затруднились ответить. Он предложил ответ-философия. Когда совершенно не хватало времени для того чтобы сдать экзамен по физике/ сделать курсовую по ТММ/ решить задачи по Теоретической механике/ выполнить кучу чертежей, необходимость изучать толстенные книги чтобы сдать экзамен по философии, похожей на китайскую грамоту, вызывала тошнотное отвращение (я не преувеличиваю), поэтому тогда мы с ним не согласились.
Теперь попробовав себя в профессии инженера, я все больше понимаю своего преподавателя. Знания по истории, экономике и праву совершенно необходимы. Невозможно что -то построить, будь то пирпмиды египтян или современные небоскребы; сделать открытие в науке; добиться достижений в технике не будучи философом.
Вопрос не в том нужны ли гумунитарные дисциплины в ВТУЗе. Вопрос в том как их преподают. Было бы неплохо если бы эти дисциплины носили характер факультатива, тогда бы студент мог сам решать насколько глубоко в них вникать.
Не надо ничего урезать:)...
грамотные техники - это очень симпатично:)...
а то могут только про запчасти и т.п. говорить:(...
Действительно, зачем нам нужны машиностроители/металлурги/нефтяники/строители/конструкторы и пр и пр., если за рюмкой чая с ними нельзя поговорить о философии Хайдеггера или архитектурных стилях Барселоны )
Немезида!, человек /Аленький цветочек/ кровно обидел философию... даже я не позволял себе утверждать, что могу быть философом (в научном смысле), просто поговорить, потрепаться-всегда пожалуйста... но... но!
И вообще философию я взяла для примера, имела в виду вообще гуманитарные науки)
Простите, ни в коем случае не хотела никого обидеть, просто философия это высказывание своих мыслей, своего мнение... поэтому, что ты не скажешь все будет правильно) и это не теорема, которую нужно доказывать... просто я так думаю...
естественно, в каждой науке есть свои ньюансы, и я ничего не имею против философии и людей с профессией "философ"... но не вижу необходимости изучения этого предмета технарям... каждому свое.
и мне, например, работая инженером связи знать что такое позитивизм или экзистенциализм совсем необязательно... а для самообразования человек сам может выбрать то, что ему интересно и изучить, а в случае недопонимания обратиться к специалисту.
Благодарю за внимание!
Оригинальное определение сути философии) улыбнуло)
Ну этому научила меня преподавательница философии), что опять же подтверждает мои слова... зачем изучать ненужный в данном случае предмет по сокращенной программе, что в итоге искажает у студента представление об этой науке)
А вы уверены, что смогли бы изучать его по полной программе?
тем более, что в технических вузах не изучают философию. да и другие социальные дисциплины. они преподаются тезисно. основы. чтобы потом, в дальнейшем. те кто в голове имеет больше 3-х извилин имели точку опоры в понимании и дальнейшем изучении. ., которое в любом случае неизбежно для тех, кто не собирается до пенсии ограничиваться тупым использованием набора знаний.полученных в ВУЗе
Ну если бы у меня было желание изучать этот или другой предмет в полном объеме, то я наверное пошла бы учиться на соответственный факультет:) а вот смогла бы или нет, сказать не могу, ибо не пробовала. и думаю главное желание, захотел - выучил, а нет - и пробовать не стоит.
и вопрос ведь совершенно не о философии, просто как пример привела, не хотела задеть Вашу чувствительную душу)
Мне кажется, технарь спокойно сможет защитить диплом по психологии или философии, например... но гуманитарий вряд ли сможет что-то сказать по квантовой физике) поэтому стоит больше уделять внимание предметам по специальности, не зацикливаясь на какой-то там истории и т.д. если человеку интересно, он спокойно и сам сможет разобраться в этом) а втуливши в программу философию (вообще не понимаю зачем это изучать, если сейчас люди все сплошные философы), не остается времени на углубленное изучение предметов по специальности, что делает из нас таких специалистов, которыми мы являемся) то есть "дуб дубом" )
... по квантовой физике и вы, технарь, вряд ли сможете чтото сказать, потому как это не прикладная, а теоретическая дисциплина. а большинство высказавшихся в этой теме -прикладники.., что накладывает неизгладимый отпечаток на образ мыслей.
Влезу со своей "мерой".
Отказываться от таких предметов считаю неправильным.
Оценки
Считаю необходимым пересмотреть этот момент.
Меня очень отвращали моменты, когда толковые студенты начинали отстаивать свои точки зрения, а преподы за несогласие с общепринятыми понятиями заваливали студента.
Как можно вообще такое оценивать. Оценка должна отображать широту восприятия в рамках гуманитарного предмета, а не аппаратное подчинение.
Навязывание
Возможно стоит сделать большую часть этих предметов "по выбору". Должен быть выбор.
К тому же, должна быть взаимосвязь между преподами, во время высокой нагрузки по профильным предметам гуманитариям не стоит перегружать студентов.
Преподы
Некоторые гуманитарные предметы лучше читать преподам, которые реально понимают профиль специальности студентов. А еще мне лично нравятся преподаватели гуманитария у которых есть и техническое образование.
Известный факт, что технарю доучиться на гуманитария легче, чем наоборот. (Конечно спорный момент.)
Итоги: мера
Всего должно быть в меру. Суть меры в том, что все взаимосвязано (нельзя полностью отказываться от гуманитарии), но степень проникновения гуманитарии в техническую область должна быть разной в каждом индивидуальном случае.
У фундаментальных специалистов должна быть высокая моральная планка (например: физики ядерщики, раскрытые ими колоссальные силы природы должны использоваться во благо) и т.п.
Не должно быть навязывания, эти предметы должны давать студенту возможность раскрыть свои таланты, и направить на путь истинный.
Некто не говорит об отказе. Нужно просто чуточку сократить)
Навязывание Выбор приведет к бардаку. Технари пойдут по техническим тропам, гумманитарии, соответсвено. А так хоть широко, но зато по немногу.
Оценки Да с нами в жизни такое проделывают. Оценки это пустяки.
Преподаватели Где же таких взять? Но было бы прекрасно. Хотя я думаю, если человек получил высшее техническое образование, то он преуспеет везде.
Если есть мозги)
Все дисциплины должны быть сбалансированы. На собственном примере испытано - гуманитариям в рамках предмета КСЕ (концепции современного естествознания) преподаватель читал квантовую физику, поскольку преподаватель был с физического факультета, какой-то там физической кафедры. Отношение к предмету осталось отвратительное: и к КСЕ (потому что читалось, совсем не то, что должно быть в соответствии с УМК дисциплины), и к квантовой физике (особый негатив, потому что заставляли заучивать какие-то трёхэтажные формулы). Теперь, уже преподавательствуя, понимаешь, что должна быть полная гармонизация всех предметов в рамках учебного плана специальности, будь то технической или гуманитарной.
Полностью с Вами согласен.
Но ведь Вы сами можете читать только те лекции, когда знаете о чем речь. И что будете делать, когда Вас попросят прочитать лекции там, где Вы не очень хорошо разбираетесь?
Придётся вникать в суть дела. Исключение - точные науки, не понимаю и не разбираюсь я в них.
Вы здесь применяете аббревиатуру не понятную многим студентам: Учебно-Методический Комплекс. Вот от него то многое зависит)
Студентам многое что непонятно, начиная с самого предмета. Вы правильно отметили, что от УМК зависит многое, но студенты от него не зависят, а зависим только мы, преподаватели.
А я про нас и говорю.
Мне декан, да и директор Технического Института, так и сказали: меняй программу. В этом наша сила. И этим необходимо пользоваться.
Необходимо готовить квалифицированные кадры не смотря ни на что. Это цель. От нее ставим задачи.
Гуманитарные дисциплины в технических вузах должны быть факультативными. В крайнем случае зачет, но не экзамен. Количество часов сведено до минимума, потому что как правило идет повторение школьного курса.
Как показывает анализ успеваемости по предметам, отличники по техническим дисциплинам, имеют проблемы с гуманитарными. Это негативно влияет на их будущее. У них пропадает желание учиться.
Кроме этого, открою секрет почему в нас так много гуманитариев в технических вузах. В большинстве это профессора старой закалки, которые раньше читали "Историю КПСС", "Марскизм - Ленинизм", "Атеизм", ...
Переучится на что-то техническое они никогда не смогут, а так как вузу профессора очень нужны, то специально в программу для них вводят много часов по таких предметах как "История", "Религия", "Философия"...
Получается что в вузе начинается ломка сознания гуманитарными предметами, в школе учили одну историю а в вузе уже другой взгляд на нее.
Работая на выпускной кафедре очень часто выслушиваю "выливание души" тех кто защитил диплом. Скажу что отношение технарей к гуманитарным предметам негативное.
Кроме того часы для "гуманитарных предметов" украли с "предметов по специальности" что идет в ущерб специальности.
Следовательно вывод: сокращать, убирать или делать факультатив.
Вы сами написали ответ: Гуманитарные дисциплины технарям нужны для расширения кругозора, и чтобы писали грамотно...
Вопрос не в том, что нужны или нет, а в том - в каком объеме, и достаточен или избыточен этот объем в настоящий момент
5500 ч / 3500 ч. Что примерно составляет 60% на 40%.
В этом разделе нет комментариев.