Здравствуйте. Не нашёл более подходящей темы, чем эта, поэтому и создал здесь. Подскажите пожалуйста, какие используются пособия для занятий с аутистами. И где их можно купить?
Здравствуйте, Максим! Я работаю с такими детками и возможно смогу Вам помочь, если Вы уточните, какие задачи Вы на сегодняшний день хотите решать с помощью пособий.
Здравствуйте. Для начала я бы хотела у Вас спросить что такое "парные карточки"? В литературе часто встречается этот термин, но что это такое, как с ними работать и где их взять я не знаю. Скажите, испульзуются ли какие-то пособия при налаживании контакта с аутистом? Где их можно приобрести? Ирина.
Парные карточки еще называют "МЕМОРИ" - это игра на память. Все карточки перемешиваются и раскладываются на столе в хаотичном порядке. Затем игроки переворачивают по две. При совпадении картинок игрок забирает их себе. Задача - запоминать расположение карточек и подбирать пары. Для этого необходимо следить и за теми карточками, которые переворачивают игроки. Не с каждым аутичным ребенком получается играть в эту игру. Я в работе использую их еще и по-другому, упрощая, изменяя правила, подстраиваюсь под каждого конкретного ребенка. Если ребенок не говорит, или только начинает говорить, то для налаживания контакта подходят карточки PECS (альтернативная коммуникация с помощью карточек). Мои неговорящие детки предложения составляют, например "Я хочу красную машинку". На карточках есть как изображение, так и подпись. Некоторым моим ученикам эти карточки помогли заговорить, научиться строить простые предложения. Были предприняты попытки сделать компьютерные программы для планшетов, но эти программы требуют доработки и не все русифицированы. Если найдется программист, то можно в сотрудничестве сделать программу на русском. Для налаживания контакта сначала важно понять к чему тянется ребенок, какие у него есть потребности и желания. Далее организовать среду таким образом, чтобы у ребенка не было свободного доступа к этим предметам. Чтобы ребенок получал желаемое только через вас. Таким образом мы ставим его в ситуацию, когда он вынужден обращаться к взрослым. Важно понять, каким образом ребенок должен просить желаемое - дать карточку, назвать слово, показать жестом? Это зависит от того, какие навыки уже есть у ребенка на данный момент. Если мы поняли, чего хочет ребенок, как он должен научиться просить, то теперь важно создавать ситуации, чтобы ребенок захотел что-то. И в нужный момент давать подсказки. На данном этапе можно использовать все, что может нравиться ребенку - еда, напитки, любимая музыка, любимые игрушки. Хорошо использовать игрушки, которые нужно запустить, завести, открыть и т.п., чтобы ребенок не мог этого сделать сам, а вынужден был обращаться к Вам за помощью. Создавайте как можно больше ситуаций, когда ребенку чего-либо не хватает- например, второго ботинка или ложки для еды. Максимально провоцируйте его проявлять инициативу. Из специальных материалов могут понабиться карточки PECS. А дальше под конкретную задачу, учитывая интересы конкретного ребенка, можно сделать или подобрать нужный материал.
Для ознакомительных целей в Инете сейчас по детскому аутизму появилось очень много пособий как теоритеческого плана так и практического материала. Но... проблемой аутизма занимаются специалисты. Слишком тяжелая проблема для простого коррекционного педагога.
Ранним детским аутизмом (РДА) занимаются клинические психологи. Есть возрастные границы, после которых это уже станет/будет не РДА, а детская sch. Поэтому, конечно, важно, чтобы этой проблемой занимался соответствующий специалист, который уже имеет ОПЫТ такой помощи.
Если это нужно для учебных целей, то поискать, конечно же, можно. Но мне по формулировке Вашего вопроса показалось, что Вы ищите пособия для практической деятельности. Поэтому спешу Вас предостеречь - самостоятельно, если Вы не специалист, - ни в коем случае браться за это дело нельзя. Это не так-то просто. Можно навредить человеку.
"специалисты", во-первых, к сожалению, не везде есть, во-вторых, чтобы добиться успеха, с ребенком нужно заниматься мин 8 часов день и каждый день, к специалистам не находишься, в третьих, так называемые "специалисты", подчас бывают менее осведомлены, чем родители, и занимаются исключительно "очковтерательством", так что не надо бить родителям по рукам и кричать о каких-то призрачных специалистах с опытом, да, и к тому же, мать никогда не навредит своему ребенку
Посмотрите примеры здесь http://www.btt-courses.com/course/view.php?id=9, для парных игр можно использовать любые дидактические карточки, или фото, просто распечатать их в двух экземплярах
Если Ваша мама специалист в этой сфере, то она, наверняка, знает авторов, которые занимаются этой проблемой. Спросите у нее фамилии и искать будет проще.
Комментарии
Ирина.
Если ребенок не говорит, или только начинает говорить, то для налаживания контакта подходят карточки PECS (альтернативная коммуникация с помощью карточек). Мои неговорящие детки предложения составляют, например "Я хочу красную машинку". На карточках есть как изображение, так и подпись. Некоторым моим ученикам эти карточки помогли заговорить, научиться строить простые предложения. Были предприняты попытки сделать компьютерные программы для планшетов, но эти программы требуют доработки и не все русифицированы. Если найдется программист, то можно в сотрудничестве сделать программу на русском.
Для налаживания контакта сначала важно понять к чему тянется ребенок, какие у него есть потребности и желания. Далее организовать среду таким образом, чтобы у ребенка не было свободного доступа к этим предметам. Чтобы ребенок получал желаемое только через вас. Таким образом мы ставим его в ситуацию, когда он вынужден обращаться к взрослым. Важно понять, каким образом ребенок должен просить желаемое - дать карточку, назвать слово, показать жестом? Это зависит от того, какие навыки уже есть у ребенка на данный момент. Если мы поняли, чего хочет ребенок, как он должен научиться просить, то теперь важно создавать ситуации, чтобы ребенок захотел что-то. И в нужный момент давать подсказки. На данном этапе можно использовать все, что может нравиться ребенку - еда, напитки, любимая музыка, любимые игрушки. Хорошо использовать игрушки, которые нужно запустить, завести, открыть и т.п., чтобы ребенок не мог этого сделать сам, а вынужден был обращаться к Вам за помощью. Создавайте как можно больше ситуаций, когда ребенку чего-либо не хватает- например, второго ботинка или ложки для еды. Максимально провоцируйте его проявлять инициативу. Из специальных материалов могут понабиться карточки PECS. А дальше под конкретную задачу, учитывая интересы конкретного ребенка, можно сделать или подобрать нужный материал.
Она то и попросила меня поискать что-нибудь в интернете.