В учебном пособии [Аспирант вуза: технологии научного творчества и педагогической деятельности / Резник С.Д. 2-е изд., перераб. и дополн.– М., 2011.] (рекомендутся ВАК в качестве методической поддержки деятельности диссертационных советов: http://vak.ed.gov.ru/ru/news/index.php?id54=458) цитируются А.М. Новиков и Д.А.Новиков:
"в научных работах ... , на уровне кандидатских диссертаций, часто некорректность формулирования цели исследования возникает, когда при определении намеченного научного результата - нового научного знания, что должно быть основным итогом любого научного исследования, авторы задаются целями практическими. Такие цели, как: совершенствование процесса...; повышение эффективности... и т.п. - это не цели научного исследования. Научные результаты в дальнейшем, конечно, при определённых условиях (внедрение и т.п.) могут стать основой повышения эффективности... и т.д., но нельзя это ставить как цель исследовательской работы."
...
Наиболее простым и логичным способом формулировки цели является указание на решение основной проблемы исследования: "Цель диссертационной работы - решить поставленную проблему исследования".По моему мнению, диаметрально противоположная точка зрения была изложена ранее [Мусаев А.А. Библия для адъюнктов и соискателей. Как подготовить и защитить кандидатскую диссертацию: методическое пособие. Спб.: ВАС, 1998.]:Мусаев:
"...тему диссертации нельзя путать с целью диссертационных исследований. Первая отвечает на вопрос "Что Вами сделано?" (или будет сделано), а вторая - на вопрос "Зачем это сделано?". Цель работы, как и тема, формулируется в виде единой фразы, отражающей полезную направленность Вашей работы.
Цель диссертации обычно формулируется в виде предполагаемого эффекта, например, "Повысить точность...","Совершенствовать методику...", "Оптимизировать структуру...", "Обеспечить устойчивость функционирования..." и т.п.Иногда в формулировку добавляют указания на способ или средства, с помощью которых она достигается. Например: "Повышение устойчивости функционирования системы обработки координатно-временной информации бортовых комплексов ... на основе использования робастных методов идентификации динамических моделей подвижных объектов."По Вашему мнению, кто из уважаемых авторов прав? Оба или тот, кого на своём сайте рекомендует ВАК? :)UPD: Господа соискатели и защитившиеся, как сформулирована цель Вашего исследования?
Комментарии
Касательно вопроса, кто прав, Новиков - в точности формулировки ("Цель диссертационной работы - решить поставленную проблему исследования", согласна на все 100). Т. зр. Мусаева не противоположная, она, на мой взгляд, дополняет т. зр. Новикова.
Небольшое дополнение касательно цели. Нужно будет добавить еще про конкретные задачи, которые следует решить для достижения нашей цели
1. Приведем общепринятые определения понятий (из Википедии):
Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс.
Нау́ка — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие — прогнозировать.
Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Зна́ние в широком смысле — субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений.
Зна́ние в узком смысле — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу.
Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов.
2. Следовательно формулировки Новикова и Мусаева отличаються по сути - "широкий" или "узкий" смысла понятия "знания".
3. Исходя из того, что у нас двухступенчатая система подготовки ученых (кандидат и доктор) в основе которой лежит принцип "от частного к общему", то советы Мусаева - это уровень кандитатской, а Новикова - докторской.
4. Постижение от "общего к частному" без длительной подготовки по предыдущему принципу удел религии, мистики и шарлатанов.
"Тема диссертации (желательно 5-7 слов) = научная задача + паспорт специальности. Можете дать курсивом подзаголовок.
Ремарка: паспорт специальности – есть мировоззренческая основа вашей научной специальности и обычно сформулирован в практической плоскости. Если не согласны с паспортом – терпите, станете корифеем – измените и/или создадите новый. Не забудьте закоординировать тему, то есть застолбить/удостовериться в ее уникальности/жизнеспособности. Как это сделать? Узнавайте у шефа, секретаря ученого совета и т.д. и т.п.Цель диссертации – формируется в практической плоскости исходя из проблем практики и полученных или осиленных практических результатов, соответствует паспорту специальности и подстраивается под третий раздел диссертации, а также очерчивает проблемы теории.
Научная задача – формируется исходя из проблем теории и полученных или осиленных научных результатов, берется в основу второго раздела диссертации. Части научной задачи по сути есть наименования разделов. Типовые начала частей научной задачи:
- проанализировать ….
- разработать (усовершенствовать) метод (технологию, вещество/класс веществ – об этом отдельно) …
- разработать (усовершенствовать) практические рекомендации (методику, алгоритм) …
Ремарка: В основном берется 3-4 задачи с учетом виденья шефа и ученого совета.
Ремарка: Закоординированость темы диссертации не гарантирует ее уникальности. Автору известны случаи схожести тем до не припустимого. Выход - вовремя и правильно столбить приоритет.Объект исследования в диссертации – формируется на основе паспорта специальности (желательно прямо словами и оборотами из него).Предмет исследования в диссертации – часть, сторона объекта (помни диссертация, как луч лазера светит – узко, но глубоко) и подстраивается под тему диссертации.Научная новизна – в ней просматривается решение научной задачи. Типовые начала:
- расширили представление…
- получили дальнейшее развитие …
- впервые предложено (получено) выражение (показатель, коэффициент, понимание явления как ….)… Ремарка: Для теоретических (методологических, абстрактных) диссертаций это, в основном, концепция, гипотеза, классификация, закон, метод. Для прикладных и эмпирических (то есть для тех научных специальностей, которые находятся на этапе становления, первичного набора сведений) – способ, технология, вещество, показатель, коэффициент."
Уже прошла экспертный совет и получила подтверждение.Мой автореферат можете скачать в моем профиле. Дополнительные баллы подарю)
Удачи во всех Ваших начинаниях! И терпения. Результат придет)
Рада поделиться)
Спасибо, что заинтересовались, правда, текст на украинском.